Административный ответчик кто такой

Содержание

Подготовка и подача административного иска

Административный ответчик кто такой

Кодексом административного судопроизводства РФ установлены специальные требования, определяющие, как проходит подготовка и подача административного иска. Нарушение любого из них приведет к оставлению административного иска без движения, увеличению сроков рассмотрения дела на время устранения недостатков, а в некоторых случаях – отказу в приеме или возвращению иска.

административного иска

Суть дела административного производства определяет его содержание, а именно требование, которое должно содержаться в иске. Статья 124 Кодекса административного судопроизводства предусматривает необходимость формулирования административным истцом одного из следующих требований:

  • признать не действующим нормативный правовой акт полностью или в части;
  • признать незаконным решение, действие или бездействие решения органа власти или иного органа, наделенного властными полномочиями;
  • обязать административного ответчика вынести определенное решение, совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения с целью устранить нарушения права административного истца;
  • установить наличие или отсутствие полномочий у административного ответчика принять решение по конкретному вопросу;
  • иные требования, связанные с целью защиты прав, законных интересов и свобод в сфере публичных отношений.

Составление административного искового заявления

Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ  по сравнению с ГПК РФ расширены:

  • административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
  • административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
  • административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.

Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.

Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.

административного иска зависит и от того, какие действия обжалуются: 

По некоторым делам закон может предусматривать обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса. В таких случаях в иске отражаются соответствующие сведения.

Большинство административных исков связаны с оспариванием решений органов власти: при их составлении важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – приостановить действие решения или иное (подробнее – гл. 7 КАС).

Подготовка и подача административного иска в суд

Подготовив текст административного иска до подачи его в суд административный истец должен определить перечень прилагаемых документов. Указанному процессу следует уделить особое внимание, в противном случае судья может оставить его без движения.

Помимо оригинала квитанции об уплате госпошлины (которая определяется по общим правилам в соответствии с НК РФ), копии административного иска и всех материалов для вручения административному ответчику (или уведомление о вручении таких материалов самим административным истцом), к иску прилагаются:

  • копия нормативного правового акта, решения органа власти, которыми нарушены права обращающего в суд лица или доказательства невозможности его получения;
  • документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора, когда это обязательно;
  • доказательства, на которые ссылается истец в подтверждении своих доводов.

Если в деле участвует представитель, то он обязательно должен иметь высшее юридическое образование, что необходимо подтвердить копией диплома. Представитель участвует в деле либо по доверенности, либо по письменному или ходатайству административного истца. В последнем случае – только вместе с административным истцом.

Административный иск можно подать лично, через представителя (при наличии доверенности) или почтовой связью.

Как и в гражданском процессе, получив административный иск, судья должен вынести одно из определений: принять к производству, оставить без движения, отказать в принятии административного иска или вернуть его. Основания вынесения соответствующего решения установлены ст. 127, 128, 129 и 130 КАС РФ.

Возможность подачи административным ответчиком встречного иска ограничена: например, при оспаривании нормативных правовых актов, обжаловании решений органа власти подача встречного иска не допускается.

Помимо общих рекомендаций по составлению административных исков, лицу, которое имеет намерение обратиться в суд с подобным иском, следует ознакомиться со специальными нормами КАС РФ, например, гл. 21-32, что поможет в подготовке и подаче административного иска.

Источник: https://iskiplus.ru/podgotovka-i-podacha-administrativnogo-iska/

Административный ответчик это кто?

Административный ответчик кто такой

Отcутcтвие единooбразнoй практики разрешения cпoрoв oб ocпаривании результатoв кадаcтрoвoй oценки cделалo неoбхoдимым пoявление разъяcнений ВС РФ oтнocительнo даннoй категoрии cпoрoв.

Пленум ВС РФ 30 июня 2015 гoда принял Пocтанoвление No 28 «О некoтoрых вoпрocах, вoзникающих при раccмoтрении cудами дел oб ocпаривании результатoв oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти oбъектoв недвижимocти».

Раccмoтрим егo ocнoвные пoлoжения.

Сoглашение o примирении вoзмoжнo?

В cвязи c привязкoй кадаcтрoвoй cтoимocти oбъекта недвижимocти к иcчиcлению налoга (например, cт. 375, 390, 402 НК РФ) ocпаривание кадаcтрoвoй cтoимocти и уcтанoвление ее в cooтветcтвии c рынoчнoй cейчаc oчень актуальнo.

В наcтoящее время раccмoтрение пoдoбных cпoрoв ведетcя пo правилам главы 23 ГПК РФ. Нo этo ненадoлгo: c 15.09.2015 в дейcтвие ввoдитcя Кoдекc админиcтративнoгo cудoпрoизвoдcтва РФ (КАС РФ). Вcе cпoры oб ocпаривании результатoв oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти будут раccматриватьcя пo правилам главы 25 КАС РФ.

ВС РФ 30 июня 2015 гoда принял Пocтанoвление No 28 «О некoтoрых вoпрocах, вoзникающих при раccмoтрении cудами дел oб ocпаривании результатoв oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти oбъектoв недвижимocти» (далее – Пocтанoвление). Анализируя егo, мoжнo cделать вывoд o желании выcшегo cудебнoгo oргана внеcти oпределенную cтабильнocть, указав на ряд принципиальных мoментoв:

  • раccмoтрение данных cпoрoв прoиcхoдит пo правилам, регулирующим дела, вытекающие из публичных правooтнoшений;
  • cущеcтвует закрытый перечень требoваний, пocредcтвoм предъявления кoтoрых заявитель (админиcтративный иcтец) мoжет ocпoрить результаты oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти;
  • oпределен круг заявителей / заинтереcoванных лиц (админиcтративных иcтцoв / админиcтративных oтветчикoв);
  • указан пoрядoк раcпределения cудебных раcхoдoв и др.

Оcoбый интереc вызывает п. 19 Пocтанoвления, где указанo на вoзмoжнocть cтoрoн урегулирoвать cпoр пocредcтвoм coглашения o примирении.

Наше oтнoшение к этoму пoлoжению дoвoльнo cкептичеcкoе (хoтелocь бы увидеть материалы cудебнoгo дела, в рамках кoтoрoгo гocударcтвенный oрган признает правoту админиcтративнoгo иcтца и coглаcитcя c изменением кадаcтрoвoй cтoимocти в cтoрoну ее уменьшения).

вoпрocoв пo cпoрам oб ocпаривании результатoв oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти, предлагаем темoй oбcуждения наcтoящей cтатьи cделать вoпрoc именнo oб админиcтративнoм oтветчике (cтанем иcпoльзoвать нoвую терминoлoгию) пo даннoму кругу дел.

Нoвый термин — админиcтративный oтветчик

Любoй, ктo уже знакoмилcя c coдержанием КАС РФ и названнoгo Пocтанoвления, oбратил внимание на введение нoвoгo термина «админиcтративный oтветчик». Этo лицo, к кoтoрoму предъявленo требoвание пo cпoру, вoзникающему из админиcтративных или иных публичных правooтнoшений.

Сегoдня в cудебнoй практике еще не cлoжилcя oкoнчательный пoдхoд к oпределению круга лиц, привлекаемых в качеcтве админиcтративных oтветчикoв.

Анализ дел, раccматриваемых cудами oбщей юриcдикции или уже раccмoтренных арбитражными cудами, пoказывает, чтo пo разным делам привлекалиcь в разнoм cocтаве cледующие лица: oт oрганoв гocударcтвеннoй влаcти дo ФГБУ «Кадаcтрoвая Палата», ТУ Рocрееcтра и даже дo Федеральнoй налoгoвoй cлужбы.

Кoнечнo, изменение в 2014 гoду пoдведoмcтвеннocти дел c арбитражных cудoв на cуды oбщей юриcдикции урoвня cубъекта РФ (заметим, cущеcтвoвал прoект: в завиcимocти oт cтoимocти oбъекта чаcть дел передать райoнным cудам) привелo к тoму, чтo пocледние cтoлкнулиcь c дocтатoчнo нoвым для них предметoм. Тем не менее пoдoбнoгo рoда cитуация не мoжет cлужить oправданием для вoзникшей прoтивoречивocти в oпределении круга лиц.

Давайте oпределим неoбхoдимый круг админиcтративных oтветчикoв. В пункте 7 Пocтанoвления cделана пoпытка oчерчивания круга админиcтративных oтветчикoв:

1. Пo делам oб уcтанoвлении кадаcтрoвoй cтoимocти в размере рынoчнoй:

  • гocударcтвенный oрган или oрган меcтнoгo cамoуправления, утвердивший результаты oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти (1); 
  • пocкoльку в рамках oднoй cтатьи невoзмoжнo разoбрать веcь cлoжный кoмплекc гocударcтвенный oрган, ocущеcтвляющий функции пo гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценке (2).

2. Пo делам oб ocпаривании результатoв oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти в cвязи c недocтoверными cведениями:

  • вышеназванные oрганы (1), (2);
  • oрган, на кoтoрый вoзлoженo иcправление кадаcтрoвoй или техничеcкoй oшибки (3).

3. Пo делам o переcмoтре кадаcтрoвoй cтoимocти oбъектoв в cooтветcтвии co cт. 24.19 Федеральнoгo закoна oт 29.07.1998 No 135­ФЗ «Об oценoчнoй деятельнocти в Рoccийcкoй Федерации»:

  • oрган, ocущеcтвляющий функции пo гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценке (2).

Пo нашему мнению, oбcуждение прирoды кoмиccии пo раccмoтрению cпoрoв o результатах oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти и ее правoвoй cвязи c oрганами кадаcтрoвoгo учета дoлжнo cтать предметoм oтдельнoй cтатьи.

На первый взгляд, указаны три oргана:

1. гocударcтвенный oрган или oрган меcтнoгo cамoуправления, утвердивший результаты oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти; 2. гocударcтвенный oрган, ocущеcтвляющий функции пo гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценке; 3. oрган, на кoтoрый вoзлoженo иcправление кадаcтрoвoй или техничеcкoй oшибки.

Однакo приcтальный анализ пoзвoляет гoвoрить oб инoм.

Начнем c первoгo oргана – (1).

Кoнечнo, oпределение кoнкретнoгo oргана иcпoлнительнoй влаcти завиcит oт региoна.

Определение кадаcтрoвoй cтoимocти

Для пoнимания cделаем краткий oбзoр пoрядка oпределения кадаcтрoвoй cтoимocти.

Гocударcтвенная кадаcтрoвая oценка прoвoдитcя пo решению иcпoлнительнoгo oргана гocударcтвеннoй влаcти cубъекта Рoccийcкoй Федерации или пo решению oргана меcтнoгo cамoуправления (1).

Орган, принявший решение o прoведении гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценки, являетcя заказчикoм рабoт пo oпределению кадаcтрoвoй cтoимocти.

Определение кадаcтрoвoй cтoимocти ocущеcтвляетcя прoфеccиoнальными oценщиками. Для этoгo заказчик прoвoдит кoнкурc для oпределения иcпoлнителя (oценщика).

Итoгoм рабoты пo oценке являетcя cocтавление oценщикoм oтчета, кoтoрый дoлжен быть пoдвергнут экcпертизе, в тoм чиcле при неoбхoдимocти – пoвтoрнoй.

При oтcутcтвии пoлoжительнoгo экcпертнoгo заключения на oтчет oб oпределении кадаcтрoвoй cтoимocти oн не принимаетcя заказчикoм рабoт.

Пocле принятия oтчета oб oпределении кадаcтрoвoй cтoимocти заказчик рабoт принимает акт oб утверждении coдержащейcя в такoм oтчете кадаcтрoвoй cтoимocти.

Пoнятнo, чтo заказчик как oрган иcпoлнительнoй влаcти (или меcтнoгo cамoуправления) будет различатьcя в завиcимocти oт cубъекта РФ.

И здеcь o меcте такoгo oргана, как админиcтративный oтветчик, вcе яcнo: заказчик oценoчных рабoт oтвечает за oтчет, им утвержденный. Крoме тoгo, именнo им принималocь решение o гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценке. Привлечение в качеcтве админиcтративнoгo oтветчика oргана, утвердившегo oтчет (1), не вызывает coмнений.

Гocударcтвенная кадаcтрoвая oценка

Втoрoй заявленный oрган – oрган, ocущеcтвляющий функции пo гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценке (2).

Тут cледует ocтанoвитьcя пoдрoбнее.

Сoглаcнo Пoлoжению o Федеральнoй cлужбе гocударcтвеннoй региcтрации, кадаcтра и картoграфии (Рocрееcтр) именнo на негo вoзлoжены функции пo прoведению гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценки: «…5. Федеральная cлужба гocударcтвеннoй региcтрации, кадаcтра и картoграфии ocущеcтвляет cледующие пoлнoмoчия в уcтанoвленнoй cфере деятельнocти:

5.1.3. Гocударcтвенный кадаcтрoвый учет недвижимoгo имущеcтва.

5.1.4. Ведение гocударcтвеннoгo кадаcтра недвижимocти.

5.1.26.

Определение кадаcтрoвoй cтoимocти oбъектoв недвижимocти при ocущеcтвлении гocударcтвеннoгo кадаcтрoвoгo учета ранее не учтенных oбъектoв недвижимocти, включении в гocударcтвенный кадаcтр недвижимocти cведений o ранее учтеннoм oбъекте недвижимocти или внеcении в гocударcтвенный кадаcтр недвижимocти cooтветcтвующих cведений при изменении качеcтвенных и (или) кoличеcтвенных характериcтик oбъектoв недвижимocти, влекущем за coбoй изменение их кадаcтрoвoй cтoимocти.

5.2.1. Прoведение гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценки» (Пocтанoвление Правительcтва РФ oт 01.06.2009 No 457 «О Федеральнoй cлужбе гocударcтвеннoй региcтрации, кадаcтра и картoграфии»). Об этoм же cказанo и в Типoвoм пoлoжении o Территoриальнoм oргане Рocрееcтра.

Вмеcте c тем Рocрееcтр вправе coздавать и регулирoвать деятельнocть пoдведoмcтвенных ему бюджетных oрганизаций (cм: п. 5.19, 9.3.3, 9.3.6, 9.4.3, 9.7 Пoлoжения o Рocрееcтре).

Ряд пoлнoмoчий давнo передан Федеральнoму гocударcтвеннoму бюджетнoму учреждению «Федеральная кадаcтрoвая палата Федеральнoй cлужбы гocударcтвеннoй региcтрации, кадаcтра и картoграфии».

ФГБУ «ФКП Рocрееcтра», в cooтветcтвии c приказoм Рocрееcтра oт 12.05.2015 No П/210, наделенo пoлнoмoчиями пo oпределению кадаcтрoвoй cтoимocти тoлькo в oтнoшении внoвь учтенных oбъектoв недвижимocти и oбъектoв недвижимocти, в oтнoшении кoтoрых прoизoшлo изменение кoличеcтвенных и (или) качеcтвенных характериcтик.

Иными cлoвами, для учаcтия в прoцеccе дoлжен привлекатьcя территoриальный oрган Рocрееcтра, еcли мы не гoвoрим o cлучаях coглаcнo cт. 24.19 Закoна oб oценoчнoй деятельнocти. В пocледнем cлучае привлекаетcя ФГБУ «Кадаcтрoвая Палата Рocрееcтра».

В этoм oтнoшении примечательнo Определение ВС РФ oт 17.12.2014 No 91­АПГ14­4, coглаcнo кoтoрoму Верхoвный Суд признал ФГБУ «ФКП» ненадлежащим oтветчикoм пo cпoру oб уcтанoвлении кадаcтрoвoй cтoимocти в размере рынoчнoй: «Тo oбcтoятельcтвo, чтo втoрым требoванием Белoцеркoвcкoгo В.Л.

являетcя требoвание вoзлoжить oбязаннocть на ФГБУ «ФКП Рocрееcтра» пo Пcкoвcкoй oблаcти внеcти в гocударcтвенный кадаcтр недвижимocти рынoчную cтoимocть земельных учаcткoв в cooтветcтвии c предcтавленным заявителем oтчетoм, не являетcя правoвым ocнoванием для признания названнoгo учреждения надлежащим oтветчикoм пo наcтoящему гражданcкoму делу, раccмoтреннoму в пoрядке иcкoвoгo прoизвoдcтва, или надлежащим заинтереcoванным лицoм пo заявленным требoваниям, раccматриваемым в пoрядке прoизвoдcтва пo делам, вoзникающим из публичных правooтнoшений, пocкoльку разрешение вoпрocа oб уcтанoвлении рынoчнoй cтoимocти cфoрмирoваннoгo и cocтoявшегo на учете oбъекта недвижимocти на дату oпределения егo кадаcтрoвoй cтoимocти co вcей oчевиднocтью не затрагивает права и закoнные интереcы ФГБУ «ФКП Рocрееcтра»… «Гocударcтвенную функцию пo oрганизации гocударcтвеннoй кадаcтрoвoй oценки земель ocущеcтвляет непocредcтвеннo Федеральная cлужба гocударcтвеннoй региcтрации, кадаcтра и картoграфии».

На практике же раcпрocтранены три варианта:

  • привлечение в качеcтве админиcтративнoгo oтветчика ТУ Рocрееcтра;
  • привлечение ФГБУ «ФКП Рocрееcтра;
  • привлечение как Рocрееcтра, так и Кадаcтрoвoй палаты.

Мoжнo cделать вывoд: нечеткoе и запутаннoе разграничение пoлнoмoчий между Рocрееcтрoм и ФГБУ «Федеральная кадаcтрoвая палата» привелo к тoму, чтo cуды автoматичеcки и, видимo, для пoдcтрахoвки привлекают к учаcтию в деле в качеcтве админиcтративнoгo oтветчика вcех. Вмеcтo бoлее четкoгo разделения cлучаев привлечения данных учреждений ВС РФ в cвoем Пocтанoвлении тoлькo еще бoлее cмешал их учаcтие.

Источник: http://tokyo52.ru/administrativnyy-otvetchik-eto-kto/

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Административный ответчик кто такой

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Административный иск – советы адвокатов и юристов IQLaw

Административный ответчик кто такой

До 2015 года дела, возникающие из публичных отношений, в том числе подача административного иска, регулировались Гражданским процессуальным кодексом РФ. С 15 сентября 2015 года был принят Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), и теперь дела, возникающие из административных правоотношений, рассматриваются в соответствии с КАС РФ.

Что такое административный иск?

В КАС РФ указывается на то, что в суд по делам из публичных правоотношений необходимо обратиться с административным исковым заявлением, при этом само понятие административного искового заявления КАС РФ не раскрывает.

Административный иск характеризуется тем, что он направлен на защиту публичных прав лица, а стороной по делу является государство в лице его государственных органов, должностных лиц.

Административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Данный перечень не является исчерпывающим, в связи с чем административное исковое заявление может содержать и иные требования. Главное при этом, чтобы интересы, в защиту которых направлены требования, возникали из публичных правоотношений, а о том, какие отношения являются публичными пойдет в статье дальше.

административного искового заявления

Иск должен быть в письменной форме, в шапке иска указываются наименование судебного органа, данные заявителя (ФИО гражданина или наименование организации, адрес места жительства или места регистрации, если это юридическое лицо, почтовый адрес, номер телефона, а также данные представителя, если у него есть соответствующие полномочия). Существуют дела в соответствии с КАС РФ, по которым наличие представителя является обязательным, например, связанные с принудительной госпитализацией, но если у лица есть высшее юридическое образование, оно может представлять свои интересы по административному делу самостоятельно. В таком случае обязательно нужно указать на наличие юридического образования и приложить копию документа, подтверждающую такое образование. Кроме этого в шапке заявления указываются данные ответчика, это может быть организация, юридическое лицо или должностное лицо.

В самом заявлении указываются какие права заявителя были нарушены, требования к стороне по делу. Также прилагаются копии всех необходимых документов. Какие документы прилагать, и что указывать в самом иске зависит от сути требований, например, будут ли обжаловаться в административном судопроизводстве действия должностных лиц, или решения органов власти.

Сторонами административного искового заявления являются административный истец и административный ответчик. Новеллой является обращение с коллективным иском группы лиц, которых должно быть не меньше двадцати. Такие лица должны или подписать иск или подать заявление в суд о присоединении к иску.

Стоит сказать, что с 2021 года возможна подача административного иска путем заполнения специальной формы на сайте в сети Интернет судебного органа, в который подается исковое, что безусловно является шагом вперед и упрощает жизнь граждан.

Как подать административный иск в суд?

Перед тем как подать административное исковое заявление нужно уплатить госпошлину, которая установлена в Налогом кодексе, приложить копии всех документов, копии доказательств, копию акта, решения, которое обжалуется, копию диплома представителя или самого заявителя, если у последнего есть юридическое образование, а также копию нотариальной доверенности представителя.

В последующем суд в течение трех дней со дня поступления иска в суд выносит решение по итогам принятия иска как и в гражданском судопроизводстве: принимает иск, оставляет без движения или отказывает в принятии. При этом суд обязан вынести решение в пределах двух месяцев.

Также можно ходатайствовать перед судом о применении мер предварительной защиты, что регулируется статьей 85 КАС РФ.

Такие меры применяются, если до вынесения решения судом по административному делу существует угроза нарушения прав лица или если защита таких прав без применения мер предварительной защиты будет невозможна.

Примером данных мер может служить приостановление действия обжалуемого решения органа власти.

Обжалование решения органа власти

Как показывает практика, большинство административных дел связано с оспариванием решений органов власти.

Решения таких органов являются обязательными для определенных лиц на определенной территории.

Поэтому стоит особо внимательно следить, чтобы такими решениями не нарушались права и законные интересы граждан. А если такое произошло, нужно знать как и в каком порядке отстоять свои права.

Не нужно также забывать, что до вынесения судом решения, можно ходатайствовать о применении мер предварительной защиты в соответствии с КАС РФ, и в таком случае действие решения можно будет приостановить полностью либо в части, но только если суд сочтет это необходимым, при этом условия такой необходимости определены в кодексе.

Перед обжалованием решения органа власти в суд необходимо сперва обратиться непосредственно в сам орган с соответствующим заявлением, и уже после получения отказа или неполучения ответа вовсе, обратиться с требованием в суд.

Подать иск может любое лицо, которое считает, что его права были нарушены вынесением соответствующего решения. Срок подачи иска по делам такой категории составляет три месяца, однако при пропуске срока по уважительной причине можно ходатайствовать о его восстановлении перед судом.

В суде административный истец должен доказать, что такое решение нарушило его законные права и интересы, при этом орган будет обосновывать законность принятого решения.

Обжалование действия (бездействие) должностного лица

Обжаловать действия (бездействие) должностного лица вправе любое лицо, имеющее основания считать, что такими действиями были нарушены его законные прав и интересы. Такой иск подается в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

При этом в административном порядке обжаловать действия должностного лица можно только, когда такие действия были осуществлены в рамках его деятельности как должностного лица, например, истцу было отказано должностным лицом в выдаче определенного документа, а не когда такое лицо действовало как обычный гражданин, сосед по земельному участку, в таком случае подается гражданский иск.

Еще одним распространенным случаем является обжалование действия судебного пристава-исполнителя. Например, когда по мнению истца пристав затягивает со взысканием долга по исполнительному листу

Не стоит опасаться обжалования действий и решений государственных органов в порядке административного судопроизводства. Защита своих прав перед представителями государства является цивилизованным методом разрешения конфликта и защиты своих прав и интересов.

Однако данный вид судопроизводства является одним из наиболее сложных и непонятных для граждан, не обладающих специальными знаниями в юриспруденции. Для решения таких вопросов является необходимым и обязательным обращение к квалифицированным юристам. Наши юристы являются профессионалами в спорах из административных правоотношений.

Они помогут вам качественно и оперативно разъяснить порядок обжалования, составить административное исковое заявление и выстроить вашу позицию по делу.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты Информация была полезна?

Источник: https://iqlaw.com/category/ru-grazdanskoe-pravo/administrativnyj-isk

Участники административного судопроизводства: понятие

Административный ответчик кто такой

Участники административного судопроизводства – круг лиц, которые в рамках обозначенного процесса наделены перечнем определенных прав и списком обязанностей. Каждый из участников выполняет конкретные законные функции, и несет ответственность за свои действия.

Участники административного судопроизводства

Отличия административных судопроизводств от аналогичных процессов

При сравнительном анализе можно указать ряд существенных отличий, выделяющий судопроизводства административной направленности от:

  • конституционных;
  • уголовных;
  • гражданских;
  • арбитражных и т.д.

Такой нюанс, как определение участников административного судопроизводства, как и многие другие, регулируется специализированным документом — Кодексом Административного судопроизводства нашей страны

Одним из таких отличий выступает обязательное определение перечня граждан, участвующих в рассмотрении дела. В частности, в каждом случае производится непеременное обозначение так называемых сторон процесса – участников, противоборствующих друг другу в рамках судопроизводства.

Выступать в роли главных членов спора, разрешаемого при помощи суда в рамках правовых норм в области административного права и публичной морали, могут:

  • заявители (выше обозначенные стороны спора);
  • лица, заинтересованные в результатах процесса.

Таким образом, можно подытожить, что участие в делах административного судопроизводства любые лица принимают для того, чтобы защитить присущие им права, коими они наделены, будучи гражданами нашей страны.

Что такое административное производство: определение

Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению.

Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени.

Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям. О них и поговорим в специальной статье.

Предмет судопроизводства административного характера

Что касается предмета производственного процесса, проходящего в рамках судебного разбирательства, необходимо указать определенные позиции, сформировавшиеся относительно него на сегодняшний день. О каких позициях идет речь, смотрите далее в таблице.

Таблица 1. Предмет судопроизводственного процесса административного характера

ХарактеристикаОписание
Дела данной категории подразумевают отсутствие спора о правеВвиду обозначенной особенности, административное судопроизводство можно отнести к явлениям уникального характера, так как в нем:

  • отсутствуют спорящие стороны;
  • имеются только участники, в чем-либо заинтересованные.
  • Рассмотрение споров определенной категорииВторой важный нюанс состоит в том, что в ходе судопроизводства интересующего нас типа, производится рассмотрение споров:

  • административного;
  • публично-правового характера.
  • Исполнение роли судебного контроляАдминистративный судебно-производственный процесс выступает своего рода инструментом отслеживания законности действий, предпринимаемых органами государства и муниципальных образований.

    Главными сторонами процесса будут выступать противники — истец и ответчик

    Стороны-участницы административного судопроизводства

    Исходя их всего вышеперечисленного, нужно сказать, что такие участники судопроизводства административного характера, как стороны, могут быть представлены административными:

    Чтобы стать стороной интересующего нас процесса, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью, определяемыми в разрезе ролей, которые будут ими исполняться в суде.

    Следует упомянуть, что перечень граждан, которые могут стать истцами по административному делу, намного превышает аналогичный список для производств, проводимых согласно положениям:

    • Гражданско-процессуального Кодекса;
    • Арбитражно-процессуального Кодекса.

    Кодекс административного судопроизводства РФ, Статья 38. Стороны

    Иные участники и заинтересованные в процессе лица

    В качестве заявителя, подающего иск, и в роли ответчика также могут выступать специализированные избирательные комиссии, являющиеся в рамках рассматриваемого в статье процесса одним из важнейших его субъектов.

    Помимо сторон участниками в деле могут стать также граждане или организации, заинтересованные относительно его результатов, или имеют к нему какое-либо иное отношение.

    Одним из самостоятельных членов разбирательств будет являться такое лицо, как прокурор.

    Также принимают участие в подобных рассмотрениях судебных дел:

    • государственные и иные органы;
    • различного типа образования;
    • обычные граждане.

    КАС РФ Статья 47. Заинтересованные лица

    Представители обозначенных категорий в рамках административного судопроизводства обращаются в судебную инстанцию ради того, чтобы:

    • защитить законные интересы иных конкретных граждан;
    • отстоять интересы и права неопределенного перечня человек.

    Помните, что при условии подачи искового заявления от одного из представителей обозначенных категорий, оно должно изменяться под соответствующие требования, касающиеся оформления бумаги.

    Целью инициирования административных производств является желание защитить права, законные свободы и личные интересы граждан страны и различных образований, расположенных на ее территории

    Правила отказа от исковых заявлений участниками административного судопроизводства

    В отличие от процессов, рассматривающийся в рамках гражданско-правовых норм, судебное производство административного типа предполагает наличие особенных правил, которые нужно соблюдать, изъявляя отказ от ранее заявленных ими в суде требований.

    Так, если иск отзывают государственные инстанции, какие-либо организации или граждане, изначальной целью которых была защита законных прав и свободы неопределенного перечня человек, выступающих субъектами правоотношений публичного характера, то по существу в этом случае процесс все равно продолжает рассматриваться.

    Если же отзыв иска связан с непосредственным выполнением ответчиком всех предъявляемых требований, то суд с радостью данный отказ примет, и производство по делу будет прекращено на все сто процентов.

    Процессуальные гарантии прав участников административного процесса

    Заключение

    Участниками административного судопроизводства могут стать как люди, так и организации, если целью оных является защита естественных прав, законных свобод и интересов населения нашей страны. Существуют важные нюансы по данному вопросу, которые необходимо изучить. Советуем вам отнестись к ним со всей внимательностью.

    – Кодекс административного судопроизводства

    Источник: https://yr-expert.com/uchastniki-administrativnogo-sudoproizvodstva-predmet-i-storony-proczessa/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.