Балет чайковского спящая красавица краткое содержание для детей

Содержание

Балет

Балет чайковского спящая красавица краткое содержание для детей

Балет П.И. Чайковского в 3 действиях и 5 картинах
Хореография Мариуса Петипа (в редакции Т. Ерохиной)

Возрастное ограничение: 6+
Продолжительность спектакля: 3 часа
Премьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 24 ноября 2021 года

История создания:

Французский сказочник Шарль Перро опубликовал сказку «Спящая красавица» в 1697 году. Ещё через сотню лет эта же сказка появилась в варианте братьев Гримм. С тех пор простой сюжет о феях добра и зла вдохновлял многих музыкантов, художников, литераторов.

До Чайковского к тому же сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Красавица в спящем лесу – La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Премьера состоялась в 1829 году на сцене Парижской оперы. Через 60 лет, в 1889 году, уже в России вновь появился интерес к созданию балета на этот уже ставший классическим сказочный сюжет.

Тему для нового балета П.И. Чайковскому предложил директор императорских театров И. Всеволожский, высоко оценивший балет «Лебединое озеро». Перед композитором была поставлена задача создать музыку для роскошного спектакля по сказкам Шарля Перро.

Либретто написал сам Всеволожский совместно с М. Петипа. В грандиозном сказочном представлении должна была звучать музыка, в которой композитор воплотит свои фантазии и обогатит балетный репертуар настоящей феерией.

В последнем действии предлагалось сочинить кадриль из всех сказок Перро, в ней должны были участвовать и Кот в сапогах, и Синяя борода, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка…
Чайковский был очарован и восхищен либретто.

Свое согласие он выразил однозначно: «Это мне вполне подходит, и я не желаю ничего лучшего, как написать к этому музыку.»

Композитор увлечённо принялся за работу в тесном сотрудничестве с великим хореографом Мариусом Петипа, который служил в России с 1847 г. до самой своей кончины.

Премьера состоялась в январе 1890 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург).

Зрители увидели совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета, ставший настоящей музыкально-хореографической симфонией, где были слиты воедино музыка и танец.

«Спящая красавица» – по праву считается выдающимся произведением в истории мировой хореографии. Балет занял одну из главных позиций среди шедевров русского балетного наследия.

В театре «Царицынская опера» постановка балета стала возможной благодаря Гранту губернатора Волгоградской области, присуждаемому ежегодно для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства. Премьерные спектакли состоялись 24 и 25 ноября 2021 года.

Благодаря художникам театра, лауреатам Государственной премии Волгоградской области, членам Союза художников России – Елене Павловской и Георгию Матевосяну, репертуар театра обогатился роскошной балетной феерией с пышными декорациями и богатыми костюмами.

Дирижер-постановщик балета – главный дирижер театра, Лауреат международных конкурсов Сергей Гринев и балетмейстер-постановщик – главный балетмейстер театра, Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Ерохина создали полномасштабное балетное полотно в лучших традициях русской классической хореографии.

Теперь театр «Царицынская опера» может предложить своим зрителям все три великолепных балета П.И. Чайковского: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

Краткое содержание

Принцесса Аврора, дочь Короля, засыпает вечным сном, уколовшись о вязальную спицу в день празднеств по случаю своего совершеннолетия. Такова месть злой феи Карабос, которую много лет назад королевский церемониймейстер Каталабют забыл пригласить на крестины принцессы.

Сто лет спустя, благодаря доброй фее Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит спящую Аврору. Поцелуй влюбленного принца пробуждает красавицу и разрушает злые чары феи Карабос.

Балет заканчивается торжеством в честь свадьбы принцессы Авроры и принца Дезире.

Действующие лица и исполнители

  • Принцесса Аврора – В. Иржигитова, М. Тараканова, О. Туаева, С. Яковлева
  • Принц  Дезире – Д. Агафонов, А. Михеев (г. Саратов, г. Волгоград), А. Чупраков
  • Фея Сирени – А. Крюкова, М. Тараканова, О. Туаева
  • Фея Карабос – О. Вачевских
  • Король – В. Белявицер
  • Королева – Л. Любомирская
  • Каталабют – Д. Косихин, К. Костин
  • Фея Нежности – Ю. Жесткова
  • Фея Резвости – Е. Антонова
  • Фея Щедрости – К. Вдовина
  • Фея Беззаботности – М. Тараканова, О. Туаева, С. Яковлева
  • Женихи-принцы – Д. Агафонов, Г. Глинский, А. Иванчук, Д. Косихин, , С. Круглов, А. Чупраков
  • Фрейлины – А. Арефина, М. Варламова, Н. Вачевских, А. Иванова, В. Иржигитова, Ю. Жесткова, С. Ткаченко, А. Фалеева, И. Ярова
  • Золото – А. Крюкова, О. Туаева
  • Сапфир – Е. Антонова, А. Крюкова
  • Бриллиант – К. Вдовина, С. Яковлева
  • Серебро – Ю. Жесткова, О. Туаева
  • Принцесса Флорина – Н. Вачевских, В. Иржигитова, О. Туаева, С. Яковлева
  • Синяя Птица – Д. Агафонов, А. Иванчук
  • Кошечка – Н. Вачевских, А. Иванова, В. Иржигитова, И. Мищенко
  • Кот в сапогах – К. Костин
  • Красная шапочка – И. Мищенко, И. Ярова
  • Серый волк – А. Иванчук, Д. Косихин
  • Фортюне – О. Вачевских, А. Иванчук
  • Золушка – А. Арефина, Ю. Муравьева
  • Людоед – С. Морогов

Дамы, кавалеры, вальс, пажи, охотники, слуги, свиты фей и др. – артисты балета и учащиеся хореографической студии

Соло в оркестре – Е. Исханиди (скрипка)

Источник: https://tzaropera.ru/repertoire/ballet/182-spyashchaya-krasavitsa

«Спящая красавица» – балет Петра Чайковского

Балет чайковского спящая красавица краткое содержание для детей

«Сказка ложь, да в ней намек».
А. С. Пушкин

Сказка французского писателя Шарля Пьерро «Спящая красавица», как оказалось, скрывает в себе немало тайн.

По крайней мере, создатели одноименного балета – композитор Петр Чайковский, балетмейстер Мариус Петипа и директор императорских театров Иван Всеволожский, ставший автором либретто и костюмов, – наполнили произведение скрытым смыслом, неуловимого для поверхностного взгляда.

C уверенностью можно сказать одно: балет «Спящая красавица» – далеко не наивная сказка для детей.

Политические мотивы

Мысль поставить «Спящую красавицу» подал директор императорских театров князь Иван Александрович Всеволожский. Бывший атташе при русском посольстве в Париже он обожал все французское и активно поддерживал курс царя Александра III на сближение двух стран.

Чем же можно было польстить Франции, родине балета, как не роскошной балетной феерией?! Либретто директор написал сам, взяв за основу французскую сказку.

Сказочный балетный король получил имя Флорестан XIV в честь великого короля Людовика XIV, основателя балетного жанра.

Хореографом новой постановки стал главный балетмейстер Петербургского Большого (Каменного) театра, тоже француз, Мариус Петипа.

Работа над «Спящей красавицей»

Написав либретто для балета, Всеволожский решил также собственноручно нарисовать костюмы, так как директор был неплохим художником-любителем. Музыку заказали Петру Чайковскому. Доверить штатным капельмейстерам такую ответственную работу Всеволожский и Петипа не решились.

Петр Ильич был не в восторге от предложения. Композитор уже тринадцать лет, с той самой поры как его «Лебединое озеро» едва не провалилось на сцене Большого театра, за балетную музыку не брался. Теперь же Чайковский решил довериться огромному опыту Петипа и следовать точнейшему плану будущего балета.

Хореограф предусмотрел все: порядок номеров, количество исполнителей, характер музыки. Он требовал от композитора определенного количества тактов, темпов и размеров, необходимых для его танцев.

Чайковский не возражал. Напротив, такие творческие оковы даже помогали ему в работе. К тому же его уже успела увлечь история о сказочной принцессе, за судьбу которой боролись высшие силы добра и зла.

Композитора всегда волновали вечные темы.

«Не танцевальная» музыка балета

Драматургия балетной партитуры Чайковского мало чем отличалась от драматургии его симфоний. Петр Ильич написал философскую и романтичную историю о борьбе за судьбу и счастье.

С музыкой столь высокого художественного уровня петербургские танцовщики столкнулись впервые и многие утверждали, что она слишком сложна и не танцевальна. Но 72-летний Петипа был окрылен вдохновением. Французская принцесса словно подарила ему вторую молодость.

Вдохновляла фантазию Мариуса и 23-летняя итальянская балерина-виртуозка – Карлотта Брианца, которую недавно взяли в труппу.

Вдвое старше принцессы Авроры был ее принц Дезире – Павел Герд. В дни премьеры ему исполнилось 46 лет, но в изяществе манер, умении поддержать даму и эффектно носить пышные костюмы – равных ему не было. Вариации Павел Герд не танцевал, да это было и не важно. «Балет – царство женщин», – утверждал Петипа.

Провал или успех?

3 января 1890 года, в день премьеры, ничто не обещало балету «Спящая красавица» долгой жизни.

Балетоманы морщились от «заумной меланхолии», а царь Александра III, процедив сквозь зубы: «Очень мило», – быстро покинул театр. Крамольной показалась мысль, что даже царствующие особы бессильны перед судьбой.

Как оказалось, балет стал пророческим. Через несколько лет Александра III скоропостижно умер, а вместо него на престол вступил последний из русских царей.

Вскоре выяснилось, что «Спящая красавица» родилась под счастливой звездой. Первые разочарования сменились восторгами и билетов в ложу Мариинки было не достать. Новый балет ходили смотреть по много раз, открывая все новые грани и в танце, и в музыке.

Сюжет «Спящей красавицы»

С началом жизни принцессу Аврору пришли поздравить феи добра: Кандид, Флер-де-фарин, Беззаботности, Крошка, Виоланта и Резвости. Они дарят малютке лучшее, что есть в мире – человеческие качества и таланты.

Руководит силами добра фея Сирени. Она же и учит свою крестницу царственным манерам. Первой феей Сирени была дочь Петипа, красавица Мария.

В классическом танце она не блистала, поэтому отец сократил его до минимума, предложив дочери величественно ходить по сцене.

Седьмую фею, уродливую Карабос, пригласить забыли. Она вторгается словно ураган и предсказывает принцессе смерть от укола веретеном.

Появления уже взрослой принцессы зрителям приходится ждать, а Петипа и Чайковский позаботились о накале интереса и подготавливают ее выход.

Адажио с четырьмя кавалерами, претендентами на ее руку и сердце, Аврора танцует, еще не зная, что такое стрелы Амура, ее чувства пока спят. Авроре предначертано судьбой погрузиться в долгий сон, чтобы проснуться через сто лет.

Только любовь возродит ее к новой жизни, так как без любви жизни нет.

Сцена охоты принца Дезире – зеркальный ответ предыдущему акту. Дезире в переводе значит «желанный». А охота – это символ поиска. Ему предстоит выбрать невесту из целого сонма графинь и баронесс.

Его сердце свободно, и он мечтает о любви к таинственной незнакомке. Вскоре фея Сирени и принц отправляются в путь по огромной реке жизни.

Дезире плывет в лодке к замку спящей красавицы, чтобы поцелуем разбудить в ней чувства.

На свадьбе Авроры и Дезире новобрачных поздравляют не только королевский двор, но даже цветы и драгоценные камни, птицы и персонажи сказок. Теперь феи дарят невесте драгоценности. Свои вариации исполняют феи Золота и Серебра, Сапфиров и Бриллиантов.

На свадебном балу танцуют и герои сказок – Золушка с принцем Фортюне, Красная Шапочка с Серым Волком и Кот в сапогах с очаровательной Белой кошечкой. Слияние душ и гармония чувств царят в нежном дуэте принцессы Флорины и изящнейшей Голубой птицы. Кстати, это была единственная танцевальная мужская партия, которую Мариус Петипа поставил для несравненного виртуоза Энрико Чеккетти (Чeкетти).

Свадебный маскарад венчает праздничное па-де-де принцессы Авроры и принца Дезире – будущих короля и королевы.

В финале Петипа выстроил на сцене живописную картину в стиле барокко. Завершает апофеоз торжественный французский гимн. «Да здравствует, Генрих IV!» Многие удивляются: «Звучит он величественно, но отчего же в миноре?» Можно лишь гадать.

Быть может от того, что французский король Генрих IV – основоположник династии Бурбонов – был убит ударом кинжала? Или от того, что свадьба, рождение новой семьи и рождение нового человека неминуемо влечет за собой старение и уход прежнего? А быть может в эти минорные краски Чайковский окрасил воспоминания о своем печальном опыте женитьбы? Сам композитор как-то заметил: «Света без тьмы нет. Успеем ли еще познакомиться с Карабос?»

А что же злая фея?

Карабос по традиции исполнял танцовщик, хотя бывали и исключения. В ХХ веке, например, в «Русских сезонах» Дягилева роль злой феи сыграла Карлотта Брианца. Та самая, для которой когда-то Петипа сочинил партию Авроры.

На сцене Большого театра злая фея танцевала на пуантах, ее виртуозно исполняла Викторина Кригер, а в фильме-балете «Спящая красавица» в роли Карабос снялась знаменитая петербургская прима, ученица Агриппины Вагановой – Наталья Дудинская.

И все же традиция взяла верх над экспериментами. В мужском обличии злая фея Карабос более убедительна.

Балет «Спящая красавица» сегодня

Судьба балетной красавицы, родившейся в XIX веке, продолжилась и в ХХ веке, и в третьем тысячелетии. Получив звание «энциклопедии русского балета» философская сказка Петра Чайковского и Мариуса Петипа украшает главные балетные сцены мира.

Уже в процессе работы над первой постановкой партитура Чайковского претерпела некоторые изменения. Сегодня почти каждый балетмейстер, осуществляющий новую редакцию «Спящей красавицы», создает и новый вариант партитуры балета.

Именно «Спящей красавице» было суждено открыть первый сезон в отреставрированном Большом театре. Более чем 100-летняя красавица не утратила свое очарование и сказочную привлекательность. Она не подвластна времени, а возраст ей, как видно, только на пользу. Простую сказку авторы смогли превратить в мистерию о предназначении, о предопределенности и о смысле бытия.

балета

Источник: https://vmiremusiki.ru/balet-spyashhaya-krasavica-petra-chajkovskogo.html

Краткое содержание балета Спящая красавица

Балет чайковского спящая красавица краткое содержание для детей

Дворец короля Флорестана.

У короля Флорестана во дворце большой праздник – родилась дочь Аврора. Отовсюду на торжество прибывают гости. Распорядитель бала Каталабют отмечают список гостей. Как будто, приглашены все.

Именитые гости собрались у кроватки малышки. Волшебницы наделяют новорожденную своими подарками. Неожиданно слышится какой – то грохот: в карете, которые везут впряженные в неё безобразные карлы и мерзкие крысы, на праздник к девочке прикатила самая злобная и мстительная колдунья Карабос. Оказывается, Каталабют не отправил ей приглашение.

Король с королевой и вельможи стараются разжалобить злую фею, чтобы она не навредила наследнице престола. Но месть Карабос страшна: она предрекает принцессе неминуемую смерть от укола в палец.

Окружающие ошеломлены мстительным предсказанием.

Из тени показывается юная фея Сирени, которая ещё не поздравляла малышку.

Фея подтверждает пророчество злой Карабос, но своим пожеланием успокаивает помертвевших от горя короля с королевой. Фея дарует принцессе жизнь от поцелуя принца, покоренного ее красотой.

Фея обещает, что принцесса уколет палец, и просто уснёт. Наступит время, и в Аврору влюбится прекрасный принц. Перед принцем расступится дремучий лес, и принц вступит во дворец.

Принц поцелует девушку, и принцесса проснётся.

Взбешенная Карабос садится в свою карету и уезжает прочь. Король провозглашает указ о запрете использования в его королевстве острых колющих предметов.

Минуло два десятилетия.

Авроре двадцать лет, в ее честь во дворе феерический бал.

Дворцовая зала полна принцев, мечтающих взять в жены Аврору, но ни на кого из них не пал ее выбор. Юная принцесса весела и беззаботна.

Кружась в танце, Аврора увидела старушку с предметом в руках, никогда не виданным Авророй. Она берет из рук незнакомки странный предмет, и продолжает танцевать.

Уколовшись предметом, который оказался веретеном, принцесса останавливается и падает в обморок. Исполняется ужасное предначертание, дарованное ей в день её появления на свет мстительной безжалостной колдуньей Карабос. Именно колдунья скрывалась под накидкой старухи, подавшей веретено прекрасной принцессе.

Старуху хотят схватить, но со зловещим хохотом Карабос рассыпается в огненном облаке.

Тут же возникшая фея Сирени погружает все королевство в сон, огораживая его дремучим лесом.

Действие 2

Уходят в прошлое ещё десятки лет.

Принц Дезире под трубный глас охотницких рожков охотится в лесу.

Придворные изо всех сил стараются развеселить грустного принца. Для него играет музыка, устраиваются балы, танцуют прекрасные дамы, но Дезире предпочитает одиночество, ещё ни одна из окружающих дам не тронула его сердце. Его покой тревожит лишь видение прекрасной незнакомки, навеянный невидимыми силами.

Фея Сирени чудесным образом очаровывает принца грезой о блистательной Авроре. Дезире покорен прекрасным видением, он заклинает фею Сирени направить его к Авроре.

Темные силы Карабос и ее прислужников рассыпаются в бессилии перед феей, и Дезире получил возможность войти во дворец, куда стремилась его душа. Наконец – то перед глазами Дезире его ненаглядная мечта – восхитительная Аврора.

Счастливый принц, спустившись на колено, с нежностью целует принцессу. Аврора распахивает глаза, и все королевство приходит в движение.

Злые чары опали.

Принц предлагает руку и сердце Авроре, принцесса не против этого.

Во дворце короля Флорестана – пышный бал. На свадьбу Авроры и Дезире съехались гости со всего королевства, в их числе прекрасные волшебницы.

Добро всегда побеждает зло.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Стейнбек Гроздья гневаДействие романа начинается с того момента, когда наш главный герой Том Джоуд возвращается из заключения домой. Он был осужден за случайное убийство и за хорошее поведение его выпустили раньше срока. Дома его ожидают многочисленные родственники.
  • Краткое содержание Алексин Саша и ШураГерой повести, Саша Петров, впервые поехал один на поезде из Москвы в Белогорск к дедушке. Мать попросила людей в купе присмотреть за ним. Женщина с сыном Веником, ровесником Саши, охотно согласилась.
  • Краткое содержание Кабала святош БулгаковаВ театре «Пале Рояль» играют комедию, на сцене – Мольер. Он сильно нервничает, ведь среди зрителей присутствует король Франции. Драматург в поэтическом экспромте льстит своему покровителю, Его Величеству
  • Краткое содержание Перро ЗолушкаУ одного мужчины скончалась супруга, и стал он жить с дочерью. Но недолго время прошло, как он сочетался законным браком с женщиной, ужасно сердитой и жадной. К тому же она имела своих дочерей, таких же вредных и невоспитанных, как она.
  • Краткое содержание Зимовье на Студёной Мамин-СибирякГлубоко в тайге, в небольшом зимовье, коротает свой век старик Елеска. Из развлечений у него только верный пес Музгарка

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/opery-i-balety/spyashchaya-krasavica-pereskaz

Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица»

Балет чайковского спящая красавица краткое содержание для детей

Композиторы, современники  П.И. Чайковского, в большинстве своём считали балет «низшим родом музыки» и несколько свысока смотрели на этот жанр.

Но П.И. Чайковский был свободен от разного рода предрассудков, его даже возмущало пренебрежительное отношение некоторых композиторов к балетной музыке. По этому поводу он писал Танееву: «…Вообще я решительно не понимаю, каким образом в выражении «балетная музыка» может заключаться что-либо порицательное»?

В области балетной музыки Чайковский стал реформатором: он превратил её из подчиненного элемента, сопровождавшего танец, в произведение, выражающее сложные психологические состояния, открывающее огромные возможности и в музыкальном, и в хореографическом плане. Его реформы в области балетной музыки были просты: он не отбрасывал и не ломал традиционные формы, но придавал им новый смысл, обогащенный его талантом.

Первый балет, созданный композитором, – «Лебединое озеро». О нём Вы можете прочитать на нашем сайте:

Через 13 лет он снова обращается к балетному жанру – это был заказ на сочинение музыки к балету «Спящая красавица» по сказке Перро для постановки в Мариинском театре.

История создания балета

П.И. Чайковский

Тему для балета П.И. Чайковскому предложил директор императорских театров И. Всеволожский. Он высоко ценил балет «Лебединое озеро» и свой новый замысел – создание пышного спектакля из сказок Шарля Перро – решил предложить в 1888 г. для реализации именно Чайковскому.

Либретто нового балета написал сам Всеволожский совместно с М. Петипа. Он задумал грандиозное сказочное представление, в котором композитору была предоставлена возможность сочинять мелодии в стиле XVIII в., реализовать свои фантазии и обогатить балетный репертуар настоящей феерией.

В последнем действии предлагалось сочинить кадриль всех сказок Перро, в ней должны были участвовать и Кот в сапогах, и Синяя борода, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка…

Чайковский был очарован и восхищен либретто: «Это мне вполне подходит, и я не желаю ничего лучшего как написать к этому музыку», – таков был его ответ Всеволожскому.

Чайковский увлечённо принялся за работу. К началу 1889 г. были закончены наброски пролога и двух действий, весной и летом он работал над 3-им действием. В августе была закончена инструментовка балета, а в театре тем временем уже начались репетиции. Чайковский работал в тесном сотрудничестве с великим хореографом Мариусом Петипа, который служил в России с 1847 г. до самой своей кончины.

В результате этого сотрудничества возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета. «Спящая красавица» стала настоящей музыкально-хореографической симфонией, где были слиты воедино музыка и танец.

«Спящая красавица» – одно из выдающихся произведений в истории мировой хореографии XIX в. В какой-то мере оно подводит итог всего пути хореографического искусства XIX в.

Сюжет балета

Балет состоит из трёх действий, пролога и апофеоза.

Балет П.И. Чайковского “Спящая красавица”

Король Флорестан в своём дворце празднует крестины новорожденной принцессы Авроры. Добрые волшебницы прибыли с дарами. Но вдруг в колеснице, запряженной крысами, появляется фея Карабос, которую забыли пригласить на праздник.

Король и королева умоляют простить их, но она предсказывает, что Аврора в юности заснет навеки от укола веретеном.

Но фея Сирени, крестная Авроры, смягчает ужас происходящего сообщением о том, что Аврора заснет не навсегда, прекрасный принц поцелуем разбудит ее от долгого сна и возьмет в жёны.

И вот пришло время совершеннолетия Авроры. В королевском парке готовится празднество по этому поводу. Каталабют читает указ короля, по которому в замок запрещается приносить колющие предметы, он хочет отправить провинившихся крестьянок, которые работают с веретенами, в тюрьму, но затем смягчается и прощает их.

Родители предлагают Авроре выбрать себе жениха, но сердце её не склонно ни к кому из них. В углу сидит старуха и отбивает такт веретеном. Аврора выхватывает у неё веретено и кружится с ним, но тут же получает от него укол. Она начинает метаться и падает замертво. Все узнают в старухе фею Карабос.

Принцы бросаются к ней, обнажив шпаги, но она с хохотом исчезает. Из фонтана поднимается фея Сирени. Она старается утешить всех словами о том, что принцесса проспит 100 лет, все присутствующие также уснут вместе с ней и проснутся, когда прекрасный принц вернет её к жизни. Фея погружает королевство в сон.

Деревья и кусты сирени разрастаются, превращая королевский парк в непроходимый лес.

Фея Карабос

Прошло 100 лет. Под звуки охотничьих рогов появляются принц Дезире и его свита: они случайно попали сюда в азарте охоты. Вся свита, дамы и кавалеры, устраивают игры, стреляют из лука, танцуют.

Вдруг на реке показывается ладья. Она пристает к берегу, из нее выходит фея Сирени. Она показывает волшебной палочкой в сторону скал. Скалы раскрываются, и принц Дезире видит спящую Аврору.

По велению волшебной палочки принцесса поднимается, но затем видение исчезает. Принц поражён красотой Авроры. Фея Сирени ведёт его к ладье, и они движутся сквозь лес, все более густой и дикий.

И вот, наконец, они во дворце.

Балет П.И. Чайковского “Спящая красавица”

На кровати под балдахином спит Аврора. Король и королева уснули в креслах, придворные спят стоя, прислонившись друг к другу. Все покрыто пылью и паутиной.

Принц подходит к королю, королеве, Каталабюту, зовет принцессу… Никто не откликается. Тогда принц целует спящую Аврору. Принцесса просыпается, а вслед за нею и все остальные.

Исчезают пыль и паутина, весело вспыхивает огонь в камине, загораются свечи. Принц просит у короля руки принцессы, король согласен.

Все собираются на свадьбу Авроры и Дезире перед королевским дворцом. Среди гостей – Синяя борода, принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Мальчик-с-пальчик, Золушка, принц Фортюне.

Премьера балета

Мариинский театр в конце XIX в. и в настоящее время

Премьера балета «Спящая красавица» состоялась в петербургском Мариинском театре 15 января 1890 г. Она стала событием в художественной жизни Санкт-Петербурга. Новизна и масштаб балета, отход от привычных штампов, необычность спектакля поразили всех.

В дальнейшем балет ставился на многих сценах мира, но в основе спектакля всегда была хореография Петипа, ставшая классической. Хотя, конечно, каждый балетмейстер вносил в постановку что-то своё.

Постановка балета в Краснодарском театре

Премьера: балетмейстер М. Петипа, художники Г. Левот, И. П. Андреев, К. M. Иванов, M. А. Шишков, M. И. Бочаров (декорации), Всеволожский (костюмы), дирижёр Р. Е. Дриго; Аврора – К. Брианца, Дезире – П. А. Гердт, фея Сирени – M. M. Петипа, Кот в сапогах – А. Ф. Бекефи

Особенности музыки балета

Хотя в основе балета «Спящая красавица» – французская сказка, музыка, созданная величайшим русским композитором П.И. Чайковским, по своей лиричности, эмоциональности и проникновенности – глубоко русская.

Все произведения композитора отличают именно эта одухотворённость и романтичность, которые присутствуют и в «Спящей красавице».

Часто композитор прибегает в своём творчестве к антитезе добра и зла, которые в балете воплощают фея Сирени и фея Карабос.

В балете почти все номера – музыкальные шедевры. Большое Адажио в конце звучит как апофеоз любви.

Чайковский обладал мастерством художника-психолога, он мог глубоко проникнуть в сложный и противоречивый внутренний мир человека и реалистически отразить его в музыке.

Средствами музыки он раскрывает душевную жизнь людей, которая в общем всегда похожа, независимо от эпохи, потому что нравственная составляющая человека не подвластна временным изменениям, в отличие от познавательной.

Именно поэтому нам близки выдающиеся произведения не только XIX в., но и античные. В них так много созвучного с нашими исканиями и переживаниями!

Источник: http://www.classic-musik.com/shedevri-klassicheskoy-muziki/60-2014-11-09-12-57-19

Чайковский, балет «Спящая красавица»: краткое содержание

Балет чайковского спящая красавица краткое содержание для детей

Слово «балет» с итальянского языка переводится как танец. Костюмы, красивые декорации, оркестр – все предназначено для того, чтоб зрителю было интересно. Но как понять, что пытаются выразить в движениях танцоры балета? В каждом театральном действии есть краткое содержание, сценарий. Он называется либретто.

Композитор П. И. Чайковский еще в XIX веке написал балет «Спящая красавица». Краткое содержание, либретто его несут в себе аллегорию. Это сказочная история о злых чарах феи, заснувшей принцессе и волшебном поцелуе любви.

История создания

Творчество композитора Петра Ильича Чайковского высоко ценили его современники. Симфонии, балеты, музыкальные миниатюры собирали огромные залы зрителей, срывали бурю аплодисментов.

Любовь к его творчеству побудила директора императорских театров сделать интересное предложение. Несколько сказок Шарля Перро объединить в одну сюжетную линию и написать для Большого театра новый балет.

Чайковскому пришлась по вкусу эта идея. Он с большим удовольствием прочитал сказочное либретто будущего балета. Эта фантастическая история настолько вдохновила композитора, что музыка сама лилась из-под его пера.

Балет «Спящая красавица», краткое содержание и музыка – удивительное сочетание сказочного действа, живописных декораций, классической хореографии.

Балет в наше время

Премьера балета состоялась в январе 1890 года в Мариинском театре (г. Санкт-Петербург). Более века прошло с того времени, но «Спящая красавица» до сих пор популярна. Этот балет можно увидеть в Большом театре Москвы. Ставится он и в региональных театрах.

В Санкт-Петербурге, на сцене Эрмитажного театра, «Спящая красавица» впервые предстала в 2009 году. Следует знать, что в зале для зрителей отсутствует нумерация мест. Давняя традиция предполагает свободное рассаживание. Поэтому балет «Спящая красавица» в Эрмитажном театре можно смотреть с любого понравившегося места зала.

Самое интересное, что хореография сохранилась практически неизменной. Ее ставил к премьере легендарный Мариус Петипа. С тех пор балетмейстеры разных стран, городов, регионов добавляли в нее что-то свое.

Слегка меняли рисунок танца, вносили поправки в некоторые движения. Но общий стиль хореографии Петипа прослеживается в каждой новой постановке балета. Этот образец танцевального искусства стал классикой.

Чайковский, балет «Спящая красавица» для малышей

Театральное действие всегда служит предметом многочисленных обсуждений, способствует новым творческим идеям. Сказочный балет – хорошая основа для детского вдохновения. На уроках рисования школьники создают картины по мотивам сюжета. Создаются доступные постановки для театральных кружков.

В общеобразовательных школах несколько уроков отведены под балет «Спящая красавица». Краткое содержание, музыка, просмотр видеоматериалов спектакля способствуют приобщению учащихся к элитарному искусству.

Существует учебный материал для музыкальных школ. Туда входят слайды, адаптированные для определенного инструмента ноты. На компакт-дисках записаны главные темы балета.

Во многих детских садах для малышей показывают музыкальную сказку, основанную на музыке и сюжете «Спящей красавицы». После прослушивания дошкольники сами пробуют станцевать понравившиеся темы. С лентами, колокольчиками малыши пытаются выразить себя в искусстве.

«Спящая красавица». Краткое содержание

Либретто балета написано директором императорских театров – Иваном Всеволожским. Это оригинальный сплав нескольких сказок Шарля Перро. Вечный конфликт добра и зла представлен в образе двух волшебниц – Феи Сирени и Феи Карабос. Пробуждение красоты ото сна символизирует силу и торжество любви.

Фантастические сцены, волшебные превращения – все это зрелищно и поэтично. Поэтому «Спящая красавица», балет П. И. Чайковского, стал успешной работой композитора, хореографа, сценариста. И уже в течение века не сходит со сцены, став лучезарным шедевром мирового искусства.

Пролог

Находясь в путешествии (Франция, Турция, Грузия), писал Чайковский балет «Спящая красавица». , действие спектакля рассказывают о том, что происходит в сказочной стране.

Во дворце праздник – рождение принцессы Авроры. Король Флорестан и королева пригласили гостей. Фея Сирени и еще 5 волшебниц благословляют новорожденную. Одаривают ее пятью необходимыми качествами. Феи Кандид, Флер-де-Фарин, Крошка, Канарейка, Виолант успевают сделать свои подношения.

Но только к принцессе подошла ее крестная, Фея Сирени, как врывается в торжественный зал злая ведьма по имени Карабос. Она обвиняет короля и королеву в том, что ее не пригласили на праздник.

Она желает жестоко отмстить. Добрые волшебницы уговаривают ее, просят не губить судьбу юной принцессы. Но зло Феи Карабос неумолимо.

Она призывает злые силы и заклинает, что Аврора уколет руку веретеном и умрет.

В этот момент Фея Сирени, которая не успела сделать свое предсказание, провозглашает, что принцесса не умрет. Она только уснет на много-много лет. Злу никогда не победить добро, и Фея Карабос в бессилии отступает.

Первое действие

Сможет ли принцесса предотвратить страшное проклятие? Свое повествование продолжает балет «Спящая красавица». Краткое содержание первого действия сообзает, что прошло 20 лет. Все ближе день совершеннолетия принцессы, когда должно исполниться злое пророчество.

Во дворце идет подготовка к празднику. Крестьяне плетут гирлянды из цветов. Четыре жениха – претенденты на руку Авроры – волнуются. В день своего совершеннолетия она назовет того, кто станет счастливым избранником-супругом.

Аврора спешит начать праздник. Она радуется танцам и готова одарить своей улыбкой каждого из женихов. Но сердце ее молчит, принцесса не любит ни одного из претендентов.

Тайком, переодевшись, прокрадывается во дворец Фея Карабос. Она тоже приготовила подарок. Принцесса, не ведая о плохом, раскрывает очередной презент. Среди цветов спрятано веретено. Аврора, не заметив его, нечаянно уколола палец. В испуге она бросается к родителям, но тут же падает замертво.

Карабос торжествует, настал ее час, и пророчество сбылось – принцесса мертва. Фея Сирени пытается успокоить гостей. Она приготовила свое волшебство – погружает в сонное царство весь двор короля Флорестана. Только появление героя и его любовь разбудят принцессу, ее родителей, весь дворец.

Второе действие

«Спящая красавица» – балет фантазийный, сказочный. Поэтому к началу второго действия прошел целый век. Крестник Феи Сирени, принц Дезире, охотится в лесу. Ему захотелось побыть одному, определиться. Он уже взрослый, и пришла пора выбрать себе супругу. Но принц не может выбрать. Его сердце молчит.

Неожиданно в лесу появляется Фея Сирени. Она хочет узнать, кого же выберет принц Дезире в жены. Крестник честно отвечает, что ни одна из невест не мила ему.

Тогда Фея предлагает принцу познакомить его с еще одной претенденткой. Она вызывает дух Авроры. Принц впечатлен красотой и грацией девушки. Но Фея не позволяет ему даже прикоснуться к Авроре.

Принц должен отправиться за нею в волшебное царство.

Спящий замок, все вокруг в тумане, покрыто пылью и паутиной. Принц Дезире осторожно оглядывается. Вдруг появляется Фея Карабос. Ей не нравится этот принц и его желание разбудить Аврору.

Происходит сражение, Карабос повержена. Рассеивается туман, Дезире видит лежащую принцессу. Один поцелуй любви – и злые чары разбиты.

Аврора просыпается, а вместе с ней просыпаются король с королевой, весь двор.

Герой просит долгожданную награду – руку принцессы. Король Флорестан благословляет молодых. Начинается подготовка к свадьбе.

Апофеоз

Злые чары рассеяны, мир и добро торжествуют. На свадьбу Дезире и Авроры приходит множество сказочных персонажей. Кот в сапогах и герцог Синяя Борода с женой. Красная Шапочка и Серый Волк. Белая кошечка и Голубая птица. Золушка и принц Фортюне. Пришли на свадьбу Феи Серебра, Сапфиров, Бриллиантов, Золота. Счастье и радость царят ныне во дворце.

балета содержит аллегорию, которая повествует о силе любви. О том, что без нее душа спит. И только почувствовав силу любви, человек просыпается ото сна равнодушия. Его душа готова дарить миру доброту и радость.

Источник: https://FB.ru/article/175986/chaykovskiy-balet-spyaschaya-krasavitsa-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание балета Спящая красавица для читательского дневника

Балет чайковского спящая красавица краткое содержание для детей

Король Флорестан с придворными чествуют новорожденную принцессу Аврору. Каталабют сверяет гостей со списком приглашенных. Тут прибывают феи Добра и Фея Сирени, одаривающие девочку лучшими качествами.

  Праздник нарушается громким грохотом – во дворец врывается злобная Фея Карабос со своими приспешниками, которых королевская семья не пожелала пригласить на столь значимое событие, чем и привели её в дикую ярость.  Над принцессой звучит предсказание о ее скорой погибели, вызванной простой спицей.

В дело вмешивается заступница малышки Фея Сирени, прогнавшая злобную Карабос, и наколдовав принцессе избавление от смерти и злых чар.

Действие I

Прошло время, Авроре выросла, и по всем землям разлетелась весть о ее красоте. Со всех сторон света к ней едут сваты, прося ее руки. Во дворце устраивают праздник, принцесса веселится с придворными и не замечает появления старой женщины с веретеном.

Спустя мгновение острая боль пронзает руку Авроры, случайно уколовшейся о спицу. Старуха оборачивается Феей Карабос, ужасающе хохочущей и радующейся своей мести. Принцесса падает без чувств и застывает.  На помощь вновь приходит Сирень, ослабившая злые чары.

Лишь поцелуй принца может пробудить Аврору. Весь двор погружается в скорбный сон.

Картина 1

На этот раз мы во дворце уже другой королевской семьи. В саду тоскует принц Дезире, окруженный веселыми придворными.

Внезапно перед ним появляется Сирень, наводя на него видение: принц видит прекрасную Аврору, окруженную морскими нимфами. Дезире мгновенно влюбляется и следует за ее образом, но Фея всё останавливает.

Когда Принц в отчаянии просит подсказать, где ему найти незнакомку, она ведет его к лодке, следующей к заколдованному дворцу.

Картина 2

Некогда прекрасный дворец, полный смеха и веселья, вмиг опустел. Везде темень и зловещая тишина. Власть в застывшем королевстве захватила Фея Карабос. Но ее спокойствие нарушается внезапным появлением Принца и Феи Сирени. Приспешники Злой Феи пытаются скрыть Аврору, но Дезире уже мчится к ней.

Он наклоняется над ее застывшим телом и целует в губы, преисполненный нежности и любви. Поцелуй сразу разрушает старое проклятие и Карабос ничего не остается, как исчезнуть вместе со своей свитой. Вместе с Принцессой от глубокого сна пробуждается все королевство.

Принц подходит к королевской чете и просит руки Авроры.

Эпилог

Эпилог посвящен свадебному торжеству Авроры и Дезире. Среди приглашенных гостей – персонажи известных сказок: Кот в Сапогах, Золушка, красная Шапочка и другие. Фея Сирени благословляет принца и принцессу.

Как и одноименная сказка, балет выражает основную идею переопределения судьбы, однако не идет речи о некой обреченности, ведь в конце концов добро и любовь всегда побеждают зло.

Пересказ балета

Действие первое

В начале первого действия происходит знаменательное событие – рождение долгожданной дочери Авроры во дворце великого короля Флорестана. В его замок со всего королевства и не только съезжают гости, которые от всей души поздравляют короля. Организатор сего мероприятия Каталабют тщательно проверяет списки приглашенных гостей, стараясь никого не упустить.

Придворные дамы и господа внимательно наблюдают за колыбелью новорожденной Авроры, а добрые волшебницы дарет ей свои чудесные подарки. Но внезапно слышится шум, гром со стороны дороги, которая ведет к воротам дворца. Король понимает, что он запамятовал позвать одну чародейку.

Это не простая волшебница, а самая злая и сильная! Зовут фею Карабос, а явилась на праздник она в ужасной карете с огромными крысами и маленькими некрасивыми карликами. Король хотел умилостивить злую волшебницу, но она была непреклонна.

Сердитая Карабос сказала пугающие слова – это была месть за то, что её забыли пригласить на пиршество. Так звучали её слова: “Благодаря подаркам шестерым добрым волшебницам дочь Аврора будет всегда самой очаровательной, умной, красивой принцессой во всём мире.

Я – Карабос не в силах отнять у неё эти качества. Но однажды случится несчастье – принцесса уколет пальчик и заснет навсегда.”

Все гости были потрясены от услышанного. Но одна добрая фея ещё не успела дать свои напутствия для будущей принцессы. Фея Сирени сказала: “Да, Аврора уснёт в долгий сон, но он не будет вечен. Однажды, придет молодой юноша, который будет без ума от красоты принцессы, подарит ей свой теплый поцелуй, и в эту же минуту Аврора оживёт”.

Рассерженная Карабор садится в свою мрачную карету и уезжает. Король издаёт указ, чтобы в его королевстве не было никаких острых предметов, о которые можно будет уколоться принцессе.

Проходит двенадцать лет.

В королевстве проходит праздник по случаю дня Рождения принцессы. Неожиданно появляется старушка, которая даёт веретено девочке. Аврора укололась и всё королевство погружается в долгий сон.

Действие второе

Спустя много лет, по лесу гулял молодой юноша. Фея Сирени напускает на него видение прекрасной Авроры и показывает ему путь до замка, чьи жители находятся в непробудном сне.

Принц Дезире находит этот замечательный замок и красавицу Аврору, которая спит уже очень долго. Он влюбился с первого взгляда в молодую принцессу и жарко её поцеловал.

В этот момент пробуждается весь замок, все гости и сама прекрасная принцесса.

Балет “Спящая красавица” учит нас тому, что нужно всегда верить в лучшее, плохое всегда заканчивается и начинается что-то хорошее.

Оцените произведение: 51

Читать краткое содержание Балет Спящая красавица. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шергин Миша Ласкин

    Рассказ Бориса Викторовича Шергина «Миша Ласкин» ведется от лица самого писателя. Когда автор был еще ребенком, жил в городке на берегу большой судоходной реки. Он вспоминает свою дружбу с мальчиком Мишей Ласкиным.

  • Краткое содержание Солдат и мальчик Приставкин

    Военное время. 1943 год. В один подмосковный городок прибывает эшелон с солдатами, которые едут на фронт. Здесь часто проезжают поезда, но не для всех бойцов этот город – родной.

  • Краткое содержание Стакан воды, или Следствия и причины Скриб

    История рассказывает о 18 веке, Англия в компании Пруссии и Австрии воюет для того чтобы получить испанские сокровища. Англией правит королева Анна, которой свойственны мягкость и нерешительность

  • Краткое содержание Не отпускай меня Исигуро

    В конце прошлого века в Великобритании ученые овладели технологиями по выращиванию клонов для того, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве доноров.

  • Краткое содержание Праздник, который всегда с тобой Хемингуэй

    Книга повествует о ранних годах творческого становления писателя. По сути, перед нами дневник скроенный из небольших новелл, которые объединены общими героями. Главный – сам Хэмингуэй в пору своей молодости и бедности.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/balet-spyashchaya-krasavica

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.