Нарушение принципа независимости судей

Содержание

Независимость судей

Нарушение принципа независимости судей

Основой правосудия является независимость судей. И каждый вправе рассчитывать, что его дело будет рассмотрено объективно и справедливо. Порядочность, непредвзятость, отсутствие корысти и личной заинтересованности вершителей дел и споров не должна вызывать сомнений.

Согласно Конституции РФ все судьи независимы и могут подчиняться только Конституции РФ и законодательству РФ (при реализации правосудия). При этом они никому не подотчетны. Гарантиям независимости в в законодательстве РФ уделяется значительное внимание. Так в чем же заключается этот принцип и как обеспечивается? Обо всем этом информация ниже.

Что такое независимость судей

Независимость судей основывается на следующих принципах:

  • судья самостоятельно выносит решение исходя из представленных доказательств по гражданскому делу, на основе всестороннего их исследования и оценки, в том числе доводов сторон, иных полученных сведений при реализации прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. Никто не может воздействовать на судью;
  • из всех государственных служащих судья – единственный, который не обязан кому-либо отчитываться или подчиняться. Даже непосредственный руководитель – председатель суда – не вправе вмешиваться в решение исхода дела;
  • не допускается вмешательство в деятельность судьи. Любое вмешательство расценивается как противоправное. И предусматривает ответственность, включая уголовную;
  • при рассмотрении дела коллегией (состав суда) – все судьи равны;
  • принимая решение, суд руководствуется федеральным законодательством, совестью и своими убеждениями;
  • неприкосновенность судьи;
  • установленный порядок прекращения (приостановления) полномочий судьи;
  • право на отставку;
  • защита судьи и его имущества;
  • материальное и социальное обеспечение за государственный счет.

Кроме этого, независимость зависит от их моральных и профессиональных качеств.

Исходя из этого, одной из гарантий независимости является определенный законом порядок отбора граждан на должность судьи, формирующий независимый и справедливый судейский корпус.

При сомнениях в его объективности, стороны могут заявить об отводе судьи. Независимость гарантируется бессменностью суда, то есть не допускается перевод на другое рабочее место без его согласия.

Политическая и материальная независимость судей

Политическую независимость судей обеспечивает:

  • разделение властей, которое заключается в самостоятельности судебной власти, отделении ее от власти законодательной и исполнительной;
  • свобода средств массовой информации;
  • демократическое общественное и государственное устройство;
  • законодательный запрет судьям вступать в партии и движения, быть депутатами и заниматься любой политической деятельностью.

Материальная независимость заключается в создании необходимых условий для судебной деятельности, ее организационному и кадровому обеспечению, осуществляемому органами судебной системы РФ, а в частности аппаратом Верховного Суда РФ, Конституционным Судом РФ и тому подобное.

Порядок финансирования судов как гарантия независимости

Федеральное законодательство определяет материальные гарантии независимости относительно конкретного судьи отдельно:

  • Оклад судьи составляет более 80% оклада председателя суда; заработная плата, оплата труда включает оклад, доплату за выслугу лет и квалификационный класс, за ученую степень, поощрения, ежеквартальное поощрение. Они не подлежат уменьшению.
  • Ежегодные оплачиваемые отпуска длительностью 30 рабочих дней без учета времени на дорогу к месту отдыха и обратно, а также дополнительные оплачиваемые отпуска.
  • Возмещение стоимости проезда в обе стороны.
  • После получения судьей полномочий местная администрация предоставляет вне очереди жилье по месту расположения суда. Такое жилье в течение 10 лет работы передается в собственность судьи бесплатно. Есть беспроцентная ссуда за счет федерального бюджета на приобретение либо строительство жилья. Такая норма закона распространяется на отставных судей со стажем более 20 лет и судей, получивших инвалидность по время осуществления судебных полномочий, которые переехали в другую местность.
  • Компенсируются расходы на найм жилья.
  • Внеочередное обеспечение местами в детских дошкольных учреждениях за счет местного бюджета.
  • Предоставление бесплатного медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения, лекарственных средств за счет федерального бюджета.
  • В случае смерти семье выплачивается единовременное пособие из расчета месячной зарплаты за каждый год его работы, но не менее годовой заработной платы.
  • Бесплатное пользование общественным транспортом.
  • Бронирование и внеочередное получение мест в гостинице, покупка билетов на любые виды транспорта.
  • Обязательное государственное страхование за счет федерального бюджета.
  • Возмещение причиненного ущерба имуществу судьи, в связи с осуществлением служебных полномочий.
  • Уход в отставку при наличии определенного стажа и достижения возраста дает право на ежемесячное пожизненное содержание. 

Правовая независимость судей

Кроме вышеупомянутых принципов, правовая независимость заключается в возможности привлечения судьи к ответственности.

Привлечение к административной ответственности осуществляется установленной законом коллегией судей, по представлению Генерального прокурора РФ. 

Уголовное производство возбуждается исключительно Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии судей о присутствии в действиях судьи признаков преступления. При этом необходимо согласие соответствующей квалификационной комиссии судей.

Следственно-процессуальные действия, касающиеся судьи, в отношении которого не возбуждалось уголовное дело, возможны исключительно на основании решения вышестоящего суда.

Судебная коллегия такого суда принимает решение об избрании меры пресечения в отношении судьи. Составы коллегий судей, уполномоченных принимать такие решения, каждый год утверждаются квалификационной коллегией судей субъекта РФ либо Высшей коллегией судей РФ.

Независимость судей и предоставление гарантий со стороны государства имеют целью исключить материальную заинтересованность судьи в разрешении дела, а возможность сторон заявить отвод, пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования, подать надзорную жалобу, принести частную жалобу способствуют объективному рассмотрению дела.

Источник: https://iskiplus.ru/nezavisimost-sudej/

Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Нарушение принципа независимости судей

Приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года

Учитывая, что в Уставе Организации Объединенных Наций народы мира заявляют, в частности, о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, с тем чтобы обеспечить международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без каких-либо различий, 

учитывая, что во Всеобщей декларации прав человека воплощены, в частности, принципы равенства перед законом, презумпции невиновности и права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом, 

учитывая, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах гарантируют осуществление этих прав и что, кроме того, Пакт о гражданских и политических правах гарантирует также право быть судимым без неоправданной задержки, 

учитывая, что все еще часто имеет место несоответствие между представлением об этих принципах и фактическим положением, 

учитывая, что при организации и отправлении правосудия в каждой стране следует руководствоваться этими принципами и что следует предпринимать усилия для их полного претворения в жизнь, 

учитывая, что нормы, касающиеся осуществления функций судьи, должны быть нацелены на то, чтобы обеспечивать судьям возможность действовать в соответствии с этими принципами, 

учитывая, что на судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по вопросам жизни и смерти, свободы, прав, обязанностей и собственности граждан, 

учитывая, что шестой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолюции 16 просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней включить в число первоочередных задач разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей и отбора, профессиональной подготовки и статуса судей и прокуроров, 

учитывая, в этой связи, что надлежит в первую очередь рассмотреть вопрос о роли судей в системе правосудия и важности их отбора, подготовки и поведения, 

правительствам следовало бы принимать во внимание и уважать в рамках своего национального законодательства и практики, доводить до сведения судей, адвокатов, работников исполнительных и законодательных органов и широкой общественности следующие основные принципы, сформулированные с тем, чтобы помочь государствам-членам в решении задач обеспечения и укрепления независимости судебных органов. Принципы сформулированы главным образом для профессиональных судей, однако при необходимости они в равной степени применимы и к непрофессиональным судьям, если таковые имеются в наличии. 

Независимость судебных органов

1. Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов. 

2. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам. 

3. Судебные органы обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию. 

4. Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров, вынесенных судебными органами. 

5. Каждый человек имеет право на судебное разбирательство в обычных судах или трибуналах, применяющих установленные юридические процедуры. Не должно создаваться трибуналов, не применяющих установленных должным образом юридических процедур, в целях подмены компетенции обычных судов или судебных органов. 

6. Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон. 

7. Каждое государство-член обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

Свобода слова и ассоциаций

8. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека члены судебных органов, как и другие граждане, пользуются свободой слова, вероисповедования, ассоциаций и собраний; однако, пользуясь такими правами, судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов. 

9. Судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости. 

Квалификация, подбор и подготовка

10. Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам.

При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения; однако требование о том, чтобы кандидат на юридическую должность был гражданином соответствующей страны, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного. 

Условия службы и срок полномочий

11. Срок полномочий судей, их независимость, безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны надлежащим образом гарантироваться законом. 

12. Судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен. 

13. Повышение судей в должности, где существует такая система, следует осуществлять на основе объективных факторов, в частности способностей, моральных качеств и опыта. 

14. Распределение дел между судьями в судах, к которым они относятся, является внутренним делом судебной администрации. 

Профессиональная тайна и иммунитет

15. Судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судебного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам. 

16. Без ущерба для какой-либо дисциплинарной процедуры или какого-либо права на апелляцию или компенсацию со стороны государства в соответствии с национальными законами судьям следует пользоваться личным иммунитетом от судебного преследования за финансовый ущерб, причиненный в результате неправильных действий или упущений, имевших место при осуществлении ими своих судебных функций.

Наказание, отстранение от должности и увольнение

17.

Обвинение или жалоба, поступившие на судью в ходе выполнения им/ею своих судебных и профессиональных обязанностей, должны быть безотлагательно и беспристрастно рассмотрены согласно соответствующей процедуре. Судья имеет право на ответ и справедливое разбирательство. Рассмотрение жалобы на начальном этапе должно проводиться конфиденциально, если судья не обратится с просьбой об ином. 

18. Судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или поведения, делающего их несоответствующими занимаемой должности. 

19. Все процедуры наказания, отстранения от должности и увольнения должны определяться в соответствии с установленными правилами судебного поведения. 

20. Решения о дисциплинарном наказании, отстранении от должности или увольнении должны быть предметом независимой проверки. Этот принцип может не применяться к решениям верховного суда или к решениям законодательных органов, принятым при рассмотрении дел в порядке импичмента или при соблюдении аналогичной процедуры. 

Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/indep.shtml

Независимость судей арбитражных судов

Нарушение принципа независимости судей
Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Независимость судей арбитражных судов

Независимость судей арбитражных судов является ключевым принципом при совершении арбитражного правосудия.

Независимость судей арбитражных судов является ключевым принципом при совершении арбитражного правосудия. Данное понятие является гарантией для проведения справедливого и законного рассмотрения всех судебных дел.

Принцип независимости судей арбитражных судов и подчинение их только закону

Федеральная Конституция гарантирует независимость судей и подчинение их только закону. Поэтому при рассмотрении судебных дел о несоответствии нормативно-правовых актов любой юридической силы судьи должны принимать окончательное решение исключительно в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, судебные служащие должны распоряжаться своей властью самостоятельно и независимо от воли посторонних лиц, при условии строгого подчинения государственному законодательству.

Принцип независимости судей арбитражных судов обязателен к применению, так как нарушение данного положения подразумевает нарушение норм процессуального права и влечет за собой отмену всех принятых решений.

Судья арбитражного суда не обязан давать любые объяснения в отношении рассмотренных ранее судебных дел или производств, которые находятся в процессе рассмотрения, а также не обязан представлять любым лицам материалы судебного дела для ознакомления, если такие случаи не предусматриваются процессуальным законодательством. Независимость судей и необходимость их беспрекословного подчинения закону является важным положением для обеспечения основных принципов арбитражного судебного производства. Положения, которые выступают основополагающими для обеспечения неприкосновенности судей, предусматривают соблюдение следующих норм:

  • соответствие судей и кандидатов в судьи всем требованием;
  • соблюдение порядка назначения судей;
  • проведения присяги судей;
  • запрет на вмешательство в деятельность судей в процессе совершения правосудия со стороны посторонних лиц под угрозой юридической ответственности;
  • право на отставку;
  • действие системы органов судейского сообщества;
  • соблюдение определенной законодательством процедуры по осуществлению правосудия;
  • использование норм порядка приостановления и полного прекращения судейских полномочий;
  • полная неприкосновенность судей;
  • предоставление материального и социального обеспечения сотруднику арбитражного суда со стороны государства.

Гарантии независимости судей арбитражных судов. Классификация данных гарантий

Гарантии независимости судей заключаются в принципе разделения власти, который предусматривает самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной. Независимость и неприкосновенность судей гарантируется известными юридическими положениями, которые можно отразить в следующем списке:

  • Судья в момент исполнения своих полномочий или прекращения своих обязанностей не может привлекаться к любому виду ответственности за любое мнение, которое было выражено при проведении судебных разбирательств;
  • Решение, которое касается привлечения судьи арбитражного суда к административной ответственности, должно приниматься судебной коллегией, состоящей из трех судей;
  • Личный досмотр судьи не позволяется. Исключением выступают случаи, которые важны для обеспечения государственной и общественной безопасности;
  • Решение судебной коллегии в составе трех судей является единственным основанием, которое позволяет проведение оперативных и розыскных мероприятий в отношении судей. Сюда также включаются следственные действия, которые связаны с ограничением гражданских прав судей, определенным нарушением его неприкосновенности. Следственные действия позволяются при условии отсутствия возбужденного уголовного дела в отношении судьи;
  • В отношении любого судьи может приниматься решение, которое ухудшит его юридическое положение. Данные решения могут касаться возбуждения уголовного дела в отношении судьи, привлечения судьи в качестве обвиняемого лица, изменения процесса расследования или изменения квалификации состава уголовного преступления;
  • Судья, который был задержан при наличии подозрений в совершении уголовного преступления или принудительно доставлен в государственное учреждение, должен быть освобожден, если его личность установлена;
  • Решение, которое предусматривает заключение судьи арбитражного суда под стражу, может приниматься исключительно судебной коллегией, состоящей из трех судей.

Данные гарантии независимости судей должны применяться в отношении каждого судьи, который является сотрудником арбитражного судебного органа.

Внепроцессуальные обращения к суду

Все обращения, составленные участниками арбитражного судебного процесса, считаются процессуальными, даже при условии наличия нарушений относительно процессуальной формы документа. Обращение, которое не соответствует установленной юридической форме, зачастую адресуется судье, председателю, заместителю председателя арбитражного суда, председателю судебного состава или коллегии.

Составители внепроцессуальных обращений в отношении арбитражного судебного процесса зачастую не обладают правами для подачи таких документов.

Внепроцессуальным обращением к судебным служащим является обращение, которое составлено в определенной письменной или устной форме от лиц, не являющихся участниками конкретного судебного разбирательства. Такими лицами могут быть следующие субъекты:

  • государственные органы;
  • органы местного самоуправления;
  • прочие органы и учреждения;
  • организации;
  • должностные лица;
  • граждане и др.

Обращения, которые не касаются судебного процесса, могут адресоваться ответственному судье, председателю судебного органа, заместителю председателя суда, председателю судебной коллегии. Все обращения, которые не касаются судебного процесса, делятся на несколько типов, основные среди которых:

  • обращения от участников конкретного судебного разбирательства;
  • документы от участников арбитражного суда, которые обладают правами составления обращений;
  • обращения, которые исключают необходимость осуществления процессуальных действий в отношении направления документа, не соответствующего установленной форме;
  • обращения от лиц, которые не являются участниками судебного процесса;
  • документы от субъектов арбитражного судебного процесса, которые имеют соответствующие права, однако законодательство исключает обязанность судей в рассмотрении подобных обращений.

Участниками судебного разбирательства считаются все лица, которые имеют возможность реализовать свои арбитражные процессуальные права в процессе рассмотрения судебных дел.

Пресечение постороннего воздействия на судей арбитражных судов, вмешательства в их деятельность. Ответственность за подобные действия

Принцип неприкосновенности и независимости судей арбитражного суда обязывает судебные органы своевременно пресекать какие-либо попытки вмешательства в процесс рассмотрения судебных дел со стороны посторонних лиц.

Судебные учреждения обязаны ставить перед виновными лицами вопрос о возможной ответственности должностных лиц.

Основаниями для принятия мер по защите должностных лиц и государственных служащих являются следующие случаи:

  • факты нарушения и несоблюдения принципов независимости и неприкосновенности судей арбитражных судов;
  • наличие угрозы по поводу физического воздействия в отношении судей и их близких со стороны посторонних лиц;
  • случаи посягательства на имущество судей арбитражных судов.

Неприкосновенность судьи

Каждый арбитражный судья является полностью неприкосновенной личностью. Данная неприкосновенность гарантируется во всех сферах профессиональной и личной деятельности судей. Сюда относится неприкосновенность:

  • личности судьи;
  • жилых и служебных помещений;
  • транспортных средств;
  • документации;
  • личного имущества;
  • тайна корреспонденции и переписки и др.

Неприкосновенность судей регламентируется процессуальными законодательными нормами и гарантируется всем судьям, которые находятся при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Также вам будут полезны следующие статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/nezavisimost-sudej-arbitrazhnyx-sudov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.